Про историческое сочинение
Еще раз про историческое сочинение…
Историческое сочинение в ЕГЭ по истории появилось несколько лет назад. Но ажиотаж вокруг него остается. По-прежнему, оно считается «самым трудным». При этом, статистика ФИПИ говорит о другом. Во второй части ЕГЭ есть и другие задания, которые вызывают еще большие трудности.
Например, считавшееся ранее легким задание 22 (исторический источник – проверка контекстных знаний) в прошлом годы была выполнена только на 36,1%. , анализ исторической ситуации (23 задание) – на 31,7%. А вот с аргументами справилось не более 16% выпускников!
Тогда как, при написании исторического сочинения (задание 25)
результаты по наиболее сложным критериям (К2 –роль лично личности, К4 – оценка и К6— наличие/отсутствие фактических ошибок) были выполнены на 43,2, 37,7 и 31 процентов соответственно. Я не утверждаю, что сочинение написать легко! Но я не понимаю искусственного нагнетания ситуации вокруг этой темы.
И тем более, не понимаю, зачем подменять формирование навыков, которые проверяются по критериям, на простое заучивание готовых текстов (даже, если они «качественные»).
Во-первых, нигде на сайте ФИПИ я не встречала четко определенных периодов, по которым будут сочинения.
Во-вторых, даже если мы понимаем логику исторических процессов и пытаемся (!) предположить, что могут (!!!) быть эти периоды, какой толк от чужих заученных работ? Стресс на экзамене никто не отменял.
В моей практике встречались родители, которые уделяли внимание психологической подготовке своих детей, но это, скорее, исключение из правил. В основном, уровень стресса, а значит, и непредсказуемых действий, на экзамене зашкаливает. Если сочинение Вы написали не самостоятельно, а выучили, как иностранную песенку, результат может быть не тот, на который Вы рассчитывали. В принципе, я не против образцов сочинений, особенно, если они разложены по критериям. Но я против присвоения себе чужих «конструкций».
В конечном итоге, зачем Вам высокие баллы? Чтобы поступить в престижный вуз на бюджет? ЕГЭ проверяет Ваши навыки. И проверяет очень системно. За 10 лет участия в экспертизе, я была свидетельницей, как серьезно эволюционировали КИМы, чтобы проверять не только знания, но и компетенции. Эти компетенции Вам будут необходимы, когда Вы будете осваивать вузовскую программу. Так кого Вы обманываете? И думать, что потом все образумиться, это продолжать носить розовые очки.
Кроме того, важнейшим условием подготовки является грамотное распределение времени. Учить чужие сочинения – это затратный по времени процесс. Гораздо меньше ресурсов вы потратите на знакомство с критериями и отработку навыков. А оставшееся время целесообразнее уделить теории и историческим источникам, которые Вам пригодятся для выполнения других заданий второй части экзамена.
А что вы думаете по этому поводу? Как вам такой подход к распределению Вашего времени и сил?