Размышления о последствиях культурных реформ Петра I

Размышления о последствиях культурных реформ Петра I

Петровская эпоха – один из интереснейших периодов русской истории. Конец 17 — начало 18 века – время преобразований, реформ, реорганизаций, оказавших колоссальное влияние на дальнейшее развитие российского государства. Учреждение армии и флота, строительство новой столицы, модернизация общественной жизни всех слоев населения, реформы правительственных учреждений – все это повлекло за собой не только социально-политические и экономические трансформации, но и культурные.

Историк Михаил Погодин так описывал петровскую эпоху:

«Мы просыпаемся. Какой нынче день? — 18 сентября 1840 года. Петр велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному первоначально Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых он развел. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят вам газеты — Петр Великий начал их издание. Вам нужно купить разные вещи — все они, от шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом. Одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом, от соленых сельдей до картофеля, который сенатским указом указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдем в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. <…> Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться, не можем оборотиться ни в одну из сторон без того, чтобы не встретился с нами Петр: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!»

Пожалуй, никакого другого российского правителя нельзя охарактеризовать подобным образом. Кроме того, Петр интегрировал в русскую повседневность большое количество культурных явлений, которые актуальны по сей день.

Итак, следствием реформистских инициатив Петра было категоричное отрицание традиционной русской культуры с присущими ей традициями, православием, обычаями. Отсюда принижение старорусского, московского начала, высмеивание его как дикости, суеверия, противопоставление нового и старого, Петербурга и Москвы. Так, отвергая старые традиции, и стремясь обратить россиян в европейцев, Пётр издал ряд указов, регламентирующих внешний вид, форму досуга и даже привычки россиян.

«Пётр I Великий, император России». П. Деларош

В 1698 году был издан указ об обязательном бритье бороды. Более того, за её ношение устанавливалась пошлина, от уплаты которой освобождалось только духовенство. Далее, Петр предписал обязательное ношение одежды по европейской моде, курение табака, а также распитие чая и кофе. Следующим шагом на пути к европеизации было введение новой формы досуга – ассамблей. Ассамблеи – прообраз дворянского бала. В программу ассамблей входили танцы, игры, беседы, еда и напитки. Правила поведения на ассамблеях также регламентировались петровским указом, согласно которому посещение таких мероприятий было обязательно не только для дворян, но и для их жен.«Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак. Не готовые к новой жизни гости первых ассамблей жались по углам, молча глазели друг на друга и страшились царского гнева за отсутствие веселья. Проще воспринимали новые обычаи молодые люди»

Помимо этого, многие культурные преобразования Петра были продиктованы его личными интересами и вкусами. Известно, что Петр любил Амстердам и мечтал создать подобие своего любимого города на берегах Невы. Впоследствии, он так и называл Петербург – «второй Амстердам», что, безусловно, наложило отпечаток на архитектуру и образ жизни обитателей этого города. Петр сделал очень много для переноса в Россию совершенно необходимых ей культурных и интеллектуальных ценностей, начиная с закупок каких-то важных предметов, произведений искусства, и заканчивая отправкой молодых людей за границу для получения и военно-морского, и художественного образования. И это стало впоследствии распространенным обычаем: каждый выпускник Академии художеств был обязан поехать в Италию и там стажироваться.

«Пётр I» — В.А. Серов. 1907.

Нельзя забыть и о том, что Петр приглашал множество иностранных мастеров и ученых в Россию. Были целые, как писали в литературе, «десанты» — французские, голландские, немецкие. Великий математик Леонард Эйлер писал, что если бы не Петербургская академия наук, в которую его пригласили, то на Западе он бы так и остался кропателем. Потому что Россия — это была terra incognita, неизведанная земля, о которой никто не знал — ни географических карт, ни коллекций. И множество ученых поехали сюда так, как они ехали в Америку. И все это благодаря Петру.

Одновременно с этим, происходит культурный, ментальный разлом в сознании простого русского обывателя. Если до Петра русская культура была распространена во всем русском обществе, включая элиту, то теперь верхи постепенно отдаляются от народа, что в конечном итоге стало одной из причин ряда бунтов на протяжении 18 века. То есть, жизнь основной массы горожан, а крестьян тем более, была нетронута петровскими преобразованиями. Сложилась ситуация, при которой образ жизни дворянства оказался настолько оторванным от образа жизни просто народа, что дворян стали воспринимать в качестве иностранцев.

Привнося европейские элементы в русскую культуру, Пётр сознательно отвергал те социальные источники, на которых зиждилась западная культура – местное самоуправление и парламентаризм.


Tags: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: